«Сделаем нейроны счастливыми»
Биоакустическая коррекция – относительно новый аппаратный метод лечения, который применяется при функциональных расстройствах центральной нервной системы, для лечения последствий органического поражения головного мозга, при сосудистых заболеваниях головного мозга, последствий нейроинфекций головного мозга, а также для больных с невротическими и психосоматических заболеваниями.
Мозг управляет всеми процессами в нашем организме, поэтому малейшее нарушение его работы может быть связано с любым органом. Метод помогает нормализовать работу мозга
Исследования эффективности метода
Метод биоакустической коррекции на аппарате «Синхро-С» разработан нейрофизиологами из Института экспериментальной медицины РАМН, отдела физиологии им. И.П. Павлова, а именно, группой специалистов нейродинамической коррекции патологии мозговых функций. В основе метода лежит синхронное преобразование электроэнцефалограммы в звуки, что позволяет пациенту воспринимать электрическую активность головного мозга в виде музыкоподобного сигнала. Эффективность метода подтверждена 25-летними исследованиями в самых авторитетных медицинских учреждениях России. Метод БАК прошёл клинические испытания и используется в лечебной практике в ряде ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга, таких как: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, СПб государственная педиатрическая академия, ГУ НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.
Биологическая обратная связь
Когда у нас есть какие-то нарушения в работе мозга, то электроэнцефалограмма (ЭЭГ) имеет отклонения от нормы. Когда мозгу передаются сигналы об этом отклонении (в виде звуковых сигналов или музыки), мозг воспринимает эти сигналы как раздражающие и стремится к балансу. Сигналы передаются мозгу в виде приятной музыки.
БАК позволяет человеку слушать музыку своего мозга, в прямом смысле слова. В основе механизма лежит принцип биологической обратной связи, мозг человека непроизвольно начинает корректировать свою активность, процессы в мозге упорядочиваются и нормализуются.
Поступающие акустические сигналы постепенно активизирует механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Каждая звуковая картина фиксируется на мониторе, от сеанса к сеансу человек видит эти изменения, он видит, как работает его собственный мозг.
БАК сочетает в себе 3 воздействия:
Обратная связь по ЭЭГ
В предлагаемой системе БАК на базе современного модуля осуществляется высокоточная регистрация индивидуальных характеристик биоэлектрической активности мозга.
Нейросенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция
Параметры стимула согласованы в реальном времени с эндогенной активностью головного мозга.
Музыкотерапия
Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечения физиологических и психосоциальных расстройств.
Показания для применения
Благодаря системному воздействию на головной мозг и небольшому количеству противопоказаний, у БАК достаточно широкое применение.
У детей
У детей БАК используется в комплексной терапии психологами, логопедами и неврологами:
- Синдром гиперактивности (СДВГ)
- Задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗРР, алалия, дислалия, ОНР, дизартрия, дислексия, дисграфия)
- Расстройство рецептивной речи
- Расстройства аутистического спектра
- Невроз, неврозоподобные заболевании
- Функциональный энурез
- Тики, тикоидные гиперкинезы
- Сниженный слух
- Умственная отсталость
- Диссомнии (нарушения сна)
- Последствия ЧМТ
- Церебро-астенический синдром
- Последствия поражения ЦНС
- Нарушения обучаемости в школе
- Нарушения адаптации в дошкольно-школьном коллективе
У детей курсы БАК сочетают с нейропсихологическими и логопедическими программами как дополнительное средство стимуляции мозга для более быстрого и устойчивого эффекта. Часто БАК включают на первых этапах коррекционных программ, чтобы «запустить» необходимые процессы в мозге, снять тревожность и тики.
У взрослых
У взрослых показания немного другие, но также связанные с работой центральной нервной системой и головного мозга:
- Невротические, неврологические расстройства
- Гипертония, профилактика инфарктов и инсультов
- Невроз, неврозоподобные заболевани
- Последствия ЧМТ
- Последствия поражения центральной нервной системы
- Вегетосудистые нарушения
- Нейроциркуляторная дистония
- Последствия после инсульта, инфаркта миокарда
- Тики, тикоидные гиперкинезы
- Диссомнии (нарушения сна)
- Головные боли
- Переутомление
- Синдром «хронической усталости»
- Общая психопрофилактика и снятие стресса
- Депрессия
Благодаря общему успокаивающему и релаксирующему воздействию БАК применяется в санаториях, оздоровительных центрах, прекрасно сочетается с процедурами лечебного и расслабляющего массажа. Многие люди посещают процедуру БАК и массаж вместе 1-2 раза в неделю для снятия стресса и накопившегося напряжения, после чего защитные силы их организма активизируются, укрепляется иммунитет, они меньше болеют вирусными заболеваниями и меньше подвержены психосоматическим болезням.
Какой эффект достигается после курса процедур?
- Восстановление состояния центральной нервной системы
- Улучшение психоэмоционального состояния, настроения, повышение активности, снижение эмоциональной напряженности и утомляемости
- Нормализация сна и аппетита, уменьшение фиксированности на своем состоянии, снижение показателей невротичности, депрессивности, агрессивности и др.
- Улучшение работы сердечно-сосудистой системы, нормализация артериального давления и т.д.
- Укрепление иммунитета
- Снятие боли (головные боли напряжения, функциональный головные боли и ангинозные боли при стенокардии и инфаркте миокарда, другие виды боли)
- Улучшение функций обмена в тканях
- Стимулирующий и восстановительный (стимуляция психического и речевого развития у детей с задержками речевого и психоречевого развития, эффективное восстановление речевых и когнитивных функций после органического поражения головного мозга и др.
Как проводится процедура?
Человек находится в комфортной обстановке, в удобном кресле или на кушетке. К ушам и голове ему фиксируют мягкие датчики, которые будут снимать электрическую активность мозга. На него надевают наушники, где после обработки звучит музыка его сигналов в мозге. Данные об активности фиксируются в программе, и человек вместе со специалистом отслеживают динамику результатов.
Процедура длится 15-20 минут, периодичность для интенсивного курса – 15 процедур 3-4 раза в неделю. В качестве поддерживающей терапии – 1-2 раза в неделю на постоянной основе, либо для снятия тревожности ситуативно после стрессовой ситуации (3-4 сеанса).
Процедура проста в применении, не требует подготовки, неинвазивна и безопасна для организма, а также помогает уменьшить или исключить полностью применение медикаментов, которые негативно влияют на внутренние органы.
Даже дети, которые не могут усидеть на одном месте, к 3-4 сеансу привыкают и наслаждаются музыкой. Мы умеем работать с разными детьми, поэтому в первые сеансы готовы к их негативной реакции от чего-то нового, это нормально. Малыши, которые не хотят надевать наушники, слушают музыку через аудио-колонки, в первые сеансы мы приглашаем малышей с любимыми игрушками и даже планшетами, чтобы они адаптировались. Через какое-то время эффект от процедуры становится более устойчивым, и ребенок отдает маме планшет.
Чем БАК отличается от микрополяризации и метода Томатис?
БАК — это воздействие акустическим сигналом, согласованным с функциональной активностью мозга в реальном времени, для активации работы регуляторных структур.
Микрополяризация — воздействие постоянными токами для стимуляции центральной нервной системы.
Сигнал, который используется в методе Томатиса, в отличие от БАК, не согласован с функциональной активностью мозга в текущем времени, поэтому не так эффективен. БАК оказывает более направленное и естественное для организма воздействие. При этом БАК сочетается с поляризацией, уменьшая риск побочных эффектов.
Противопоказания
Биоакустическая коррекция – это медицинская процедура, назначается только врачом. В нашей клинике перед процедурой обязательна консультация невролога или терапевта.
Противопоказаний немного, но они строгие:
-
острый послеоперационный период,
-
гипертонический криз,
-
острые инфекционные заболевания,
-
острые травмы черепа,
-
острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения,
-
инфаркт миокарда в остром периоде,
-
острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.),
-
острые кровотечения,
-
острые психические заболевания.
С осторожностью БАК применяют при эпилепсии.
Как записаться на курс БАК?
Запись БАК осуществляется только после консультации невролога (к неврологу нужно подойти с результатами ЭЭГ не стразе 3 месяцев - также можно пройти у нас в клинике). В случае, если БАК включается в нейропсихологическую или логопедическую программу коррекции по развитию речи, психических функций, психологической терапии, необходимы также нейропсихологическая и логопедическая диагностика у наших специалистов.
- Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК)
- Программы реабилитации после инсульта и при когнитивных нарушениях —
- Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК)
Услуги
Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.
На биохимическом уровне движение стимулирует выработку нейротропинов – биологически активных веществ, способствующих образованию новых нейронов и связей между ними.
Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.
Научные исследования показали, что в процессе таких двигательных тренировок, которые улучшают устойчивость и равновесие, меняется электрическая активность головного мозга в лобных областях мозга. Другими словами, стимуляция мозжечка позитивно влияет на психические функции. Поэтому такие тренировки показаны не только детям и взрослым с проблемами опорно-двигательного аппарата, но и при когнитивных нарушениях: памяти, внимания и других функций.
Что такое РАС (расстройство аутистического спектра)?
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Что важно?- эти общие черты проявляются во ВСЕХ СИТУАЦИЯХ жизни ребенка (не только в детском саду, к примеру, но и в песочнице).
- они могут отличаться по степени выраженности (один ребенок может уметь говорить, а другой нет)
- в большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни (в международных источниках есть данные о том, что по ряду признаков РАС может заподозрить уже в 1 год при внимательном обследовании)
- наблюдается отставание и задержка в развитии разных психических функций и социально-коммуникативных навыков.
По итогам диагностики в заключении нейропсихолог предлагает план коррекционной работы и методы, которые необходимо использовать.
Распространено мнение, что большинство нарушений функций нервной системы способно восстановиться самостоятельно или с помощью лекарств. Такое мнение ошибочно, и вот почему. Мозг – орган, который нуждается в тренировках. Бывает, что работа только с логопедом или дефектологом не дает результатов, а причина — недоразвитие определенных структур мозга. Когда мы начинаем работать в комплексе: невролог + логопед + нейропсихолог, развитие ребенка быстро приходит в норму.
Результатом нейропсихологической диагностики становится заключение о функционировании головного мозга ребенка и всех его функций (в том числе памяти, мышления, внимания, праксиса, гнозиса), о координации, балансе, навыках саморегуляции. Специалист отмечает все возможные причины, по которым у ребенка могут возникать проблемы с общением, эмоциями, обучением и другими сферами жизни.
Особенно рекомендуем проведение нейропсихологической диагностики за 1-1,5 года до школы. Если всё «идет по плану», ребенка не будут перегружать «подготовками», а если требуется коррекция, то в большинстве случаев года-полутора вполне достаточно, чтобы все наладить. Если это время пропущено или сомнения появились непосредственно перед поступлением в 1 класс, то и за три летних месяца можно успеть отрегулировать отдельные функции и сформировать программу поддержки на будущее.
При первом знакомстве с ребенком логопед проводит диагностику всех речевых особенностей ребенка. Во время диагностики, которая проходит 60 (и более) минут, логопед проверяет каждый звук, который говорит или не говорит ребенок, правильность построения предложений, навыки коммуникации, логичность мышления, функции внимания и памяти. По результатам диагностики логопед определяет план работы и дает рекомендации родителям.