АBA-терапия – это прежде всего прикладная наука, в центре внимания которой, как мы видим уже из названия, находится поведение человека. Прикладной анализ поведения имеет множество применений, но большая часть АBA-специалистов работают в области формирования навыков и коррекции проблемного поведения людей с аутизмом.
В чем главный принцип работы в АBA-терапии?
Мы сосредоточены на том, что ребенок он делает и чего он не делает, то есть на его поведении, которое мы можем наблюдать.Что он делает такого, что мешает ему пойти в детский сад? Например, пинает сверстников ногами. Это мешает ему находиться в детском саду.
Или чего ребенок не умеет делать для того, чтобы с удовольствием гулять на площадке? Например, не может ждать своей очереди на горке, толкает других детей. Это мешает прогулке и приносит дополнительные огорчения родителям ребенка.
Итак, АBA-терапия – это обучение навыкам, относящихся к множеству областей: поведение в обществе, коммуникация с другими людьми, навыки самообслуживания, учебное поведение, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, вплоть до навыков поиска работы и небольшого ремонта в квартире.
ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.
Дефектолог, логопед и специалист АВА Анастасия Васянина о коррекции нежелательного поведения как первом этапе коррекционного процесса у разных детей (не только с РАС):
ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.
Что мы обязательно учитываем?
Мы обязательно работаем с запросом семьи, нам очень важно, чтобы жизнь и ребенка и его семьи становилась лучше.
Какое количество терапевтических часов даст наиболее желаемый результат?
Ранее Ловаас (1987), пионер ПАП в обучении детей с РАС, оперируя данными, утверждал: марафон в сорок часов в неделю в течение двух лет однозначно результативнее того же вмешательства, ограничивающегося десятью часами. Более того, около половины участников из выборки Ловааса сравнялись с нормотипичными сверстниками в части общения, интеллектуального развития и самообслуживания. В эти сорок часов входили непосредственно занятия в структурированной среде под наблюдением обученного персонала. В остальное время приветствовалось участие родителей.
Необходимость того или иного формата вмешательства определяется задачами. Затруднено ли развитие, в принципе? Отстает ли ребенок в конкретной области? Или родителей беспокоит какие-то точечные проблемы?
Комплексная терапия
Имеет дело с обширным набором сложных целей (научиться говорить, в том числе) и характерна для вмешательства на ранних этапах развития ребенка. Здесь определенно действует зависимость: чем раньше, тем лучше. Этот вариант предполагает от 25 до 40 часов занятий еженедельно.
Факторы, влияющие на интенсивность и длительность вмешательства
1) Исходные данные ребенка, выявляемые в ходе наблюдения и тестирования. Среди них: уровень текущего развития, степень сотрудничества со взрослым, наличие преград для обучения, скорость и прочность освоения новых навыков, утомляемость, умение адаптироваться к изменениям и другие. Например, учебная нагрузка для ребенка двух лет будет отличаться от таковой для пятилетнего ученика.
2) Поставленные задачи. Одно дело научить ребенка почти с нуля свободно общаться с окружающими, другое ─ формулировать свои просьбы более вежливо. Например, в исследовании 2017 года авторы (Linstead, Dixon et al.) выяснили, что речевые и академические навыки наиболее чувствительны к количеству часов и требуют соответствующих временных вложений.
3) Профессионализм команды, от которого напрямую зависит правильность подбора целей и методов, соответствующие согласованные изменения в среде, своевременность коррекции программы и проведения работы над закреплением и обобщением навыков
4) Ресурсы и готовность семьи активно включиться в процесс и его поддерживать. Это, пожалуй, определяющее условие, при недостаточности которого сложно наладить продуктивную командную работу
В Клинике неврологии программу АВА-терапии составляет клинический психолог, нейропсихолог, АВА-специалист Владислав Антонович Акмаев, логопед, дефектолог АВА-специалист Анастасия Васянина.
Как проводится диагностика и занятия?
У нас есть 2 варианта программы с использованием методов АВА-терапии: с составлением полной программы при необходимости формирования большого количества навыков, при тяжелой форме заболевания, как правило. Второй вариант - использование методов АВА-терапии после менее продолжительной диагностики без составления полной программы. Это подходит детям в случае необходимости коррекции нежелательного поведения, когда он отказывается ходить на коррекционные занятия, когда необходимо сформировать несколько навыков.Занятия по коррекции поведения с использованием методов дефектологии и АВА-терапии
В нашей практике бывает так, что специалисты на нейропсихологической или дефектологической диагностике выявляют нарушения поведения у ребенка, которые на данном этапе не дадут эффективно проводить работу по развитию речи или когнитивных функций. Если это нарушение связано только с нежелательным поведением, нет диагноза аутизм, и нет необходимости длительных занятий именно методами АВА, то по решению специалиста программа, обычно рассчитанная на 3-6 месяцев, может не составляться, дополнительная диагностика не проводится. С данной проблемой специалист работает на основании проведенных диагностик по индивидуальной программе коррекции поведения. Параллельно с этими занятиями могут начинаться занятия логопедом, дефектологом, ЛФК и АФК, эрготерапией, нейропсихологом, с учетом рекомендаций АВА-специалиста.
В этом случае отчеты, предусмотренные требованиями АВА-терапии не составляются, так как не проводилась диагностика, и занятия носят комплексный характер (применяются методы не только АВА, но и другие психологические и дефектологические методики, подбираемые каждому ребенку индивидуально).
Занятия по коррекции поведения помогут детям:
- снизить частоту проявления нежелательного поведения
- улучшить познавательные способности и мышление
- научиться опорным навыкам, без которых невозможен дальнейший процесс обучения (к ним относятся: имитация, инициатива, саморегуляция, расширение списка мотивационных стимулов (за что ребёнок будет готов выполнять задания)
- развить интерес к новым игрушкам и взаимодействию со взрослым.
- сформировать базовые навыки для обучения
- скорректировать нежелательное поведение
- быстрее осваивать новые навыки.
Стоимость такого занятий - 1500 рублей (30 минут), 2-3 раза в неделю.
Порядок оплаты занятий: все занятия планируются специалистом заранее индивидуально для каждого ребенка, потому 100% предоплата вносится на все занятия на месяц. При пропуске занятия по болезни, при предоставление справки, данные занятия ставятся в график работы специалиста в порядке очереди.
В комплекс занятий с детьми аутизмом также входят занятия ЛФК, логопедическая и нейропсихологическая коррекция, а также вспомогательные процедуры ТКМП, БАК, занятия на тренажерах с биологической обратной связью.
Первичная консультация для определения коррекционного маршрута
Чтобы определить, нужен ли ребенку метод АВА-терапии проводится первичная консультация с родителями и ребенком. Специалист оценивает навыки и поведение ребенка, изучает анамнез развития, беседует с родителями. Если ребенку подходит данный метод в ходе первичной консультации специалист определяет уровень развития ребенка и формат проведения диагностики. Заключение в результате данной консультации не готовится. Такая консультация проводится, если ранее ребенок не был у данного специалиста. Если же ранее ребенок прошел дефектологическую диагностику, то ее достаточно.
Стоимость первичной консультации 2000 рублей
Диагностика
Для каждого ребенка программа диагностики подбирается индивидуально в зависимости от возраста и уровня развития. Общее количество времени на диагностику – 4 часа (время может быть разбито по 30 или 60 минут в разные дни в течение недели). В ходе диагностики проводится опрос и тестирование родителей по навыкам самообслуживания ребенка и нежелательному поведению.
В случае, если специалист и родители приняли решение о занятиях по коррекции поведения без составления программы, то после нескольких диагностических занятий, специалист разрабатывает коррекционный маршрут и приступает к коррекции необходимых навыков и поведения. Как правило, уже после 1 месяца занятий нежелательное поведение корректируется, и ребенок уже способен заниматься на занятиях ЛФК, с логопедом, нейропсихологом, проходить процедуры ТКМП и БАК.
Консультация по итогам
Консультация родителей по итогам диагностики и постановка целей АВА-терапии проводится после прохождения полной диагностики в течение 1 часа. Специалист вместе с родителями определяют цели терапии.
Цели будут ставиться по коррекции нежелательного поведения, освоению новых навыков и навыкам самообслуживания. После обсуждения целей специалист совместно с куратором переходят к составлению программы АВА-терапии. Иных документов и заключений по результатом диагностики не предусмотрено.
Стоимость диагностики и консультации по итогам диагностики: 10 500 рублей.
Составление программы
В течение 7-10 дней специалист составляет программу занятий по АВА-терапии на основании проведенной диагностики и вместе с супервизором. В программе отмечаются все аспекты поведения ребенка, анамнеза, итоги консультаций с родителями, делаются выводы о текущем уровне развития ребенка и прописывается подробная программа работы.
Если вы проходите АВА-диагностику у специалиста, который обучался центре, аккредитованном в Behavior Analyst Certification Board и имеет право практиковать методы АВА-терапии (самостоятельно или под контролем супервизора) то по данной программе сможете заниматься у любого другого специалиста по АВА-терапии.
Мы также принимаем детей с программа АВА-терапии, составленными сертифицированными специалистами.
Стоимость анализа данных диагностики и составления программы АВА-терапии составляет: 30 000 рублей
Минимальный срок для прохождения диагностики до начала занятий – 2 недели.
Таким образом, для начала занятий по АВА-терапии требуется:
1. Первичная консультация.
2. Анкетирование родителей.
3. Комплексная оценка навыков по программе VB-MAPP.
4. Функциональная оценка нежелательного поведения и навыков самообслуживания.
5. Вторичная консультация по результатам оценки навыков, нежелательного поведения и навыков самообслуживания. Постановка целей интенсивного курса.
6. Написание программы.
На всех этапах работы специалист клиники работает совместно и под руководством с сертифицированным поведенческим аналитиком (супервизором и/или куратором). Вы всегда можете уточнить данные конкретного супервизора, который ведет работу вместе со специалистом с вашим ребенком. Выбор супервизора или куратора осуществляет АВА-терапевт в зависимости от сложности случаях, уровня программы, но всегда в соответствии с требованиями метода.
Занятия АВА-терапией в Клинике неврологии
Поле составления программы мы приступаем к занятиями. Курс представляет собой:
1. Занятия 2-5 раз в неделю по 50 минут.
2. Домашние задания и сопровождение родителей по генерализации новых навыков в естественной среде ребенка.
3. Ежемесячный отчет о динамике курса.
Отчет составляется при условии 100% посещения занятий в течение данного месяца (не менее 16 занятий). За неполный месяц занятий, отчет не составляется. При пропусках занятий без справки по болезни ребенка, стоимость занятия не возвращается.