Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|
Результатом нейропсихологической диагностики становится заключение о функционировании головного мозга ребенка и всех его функций (в том числе памяти, мышления, внимания, праксиса, гнозиса), о координации, балансе, навыках саморегуляции. Специалист отмечает все возможные причины, по которым у ребенка могут возникать проблемы с общением, эмоциями, обучением и другими сферами жизни.
Особенно рекомендуем проведение нейропсихологической диагностики за 1-1,5 года до школы. Если всё «идет по плану», ребенка не будут перегружать «подготовками», а если требуется коррекция, то в большинстве случаев года-полутора вполне достаточно, чтобы все наладить. Если это время пропущено или сомнения появились непосредственно перед поступлением в 1 класс, то и за три летних месяца можно успеть отрегулировать отдельные функции и сформировать программу поддержки на будущее.
Что такое нейропсихология и какие возможности она открывает?
Нейропсихология – раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга.
Эти процессы лежат в основе способности ребенка к обучению и всего его дальнейшего развития. Без исследования этих процессов не работает ни один современный детский невролог и детский психолог. Только при комплексной работе логопеда, нейропсихолога, психолога, дефектолога и невролога (каждый на своем этапе) можно наладить работу головного мозга и развить все функции.
Нейропсихология изучает:
-
психологическую структуру, мозговую организацию неречевых высших психических функций (различные виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевой функции;
-
нарушения речевой и других высших психических функций, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития и в период зрелости;
-
нарушения речевой и других высших психических функций в зависимости поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связей проводниково-нервных путей.
Если ребенок не говорит, не может выразить свою мысль корректно, расторможен, гиперактивен, ему сложно общаться с другими детьми — появляются проблемы в учебе и комплексы. Родители стараются ему помочь и часто, любя, чересчур сильно опекают. К 9-10 годам ребенок не самостоятелен и не может себя реализовать, выбрать подходящее хобби и спорт.
Решение же лежит в другой области (но не отменяет вовлеченность родителей и гармоничные отношения в семье).
В каких случаях невролог обязан назначить нейропсихологическую диагностику?
Ребенок испытывает трудности в обучении в детском саду, развивающих кружках или школе, например:
-
плохо запоминает учебный материал;
-
пропускает буквы, слоги на письме и при чтении, заменяет буквы, пишет их зеркально;
-
плохо усваивает материал;
-
трудно запоминает, усваивает и понимает устную или письменную речь (не может выучить стих или объяснить, что задали);
-
не может описать картинку или скопировать рисунок;
-
не может сам сделать уроки.
Наблюдаются нарушения поведения и внимания:
-
медлителен или наоборот излишне активен;
-
с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
-
двигает ногами, языком, когда пишет или рисует;
-
невнимателен, часто отвлекается, быстро устает;
-
обидчив, часто плачет;
-
не сразу откликается на речь, не сразу ее понимает;
-
проявляет агрессию.
Были осложнения во время беременности, родов и установлены заболевания:
-
получил родовую травму;
-
родился с помощью кесарева сечения;
-
имел травмы головы;
-
получал общий наркоз;
-
мало ползал или не ползал совсем;
-
часто болел, перенес инфекционные заболевания, принимал антибиотики.
Ребенку уже поставлены диагнозы:
-
СДВГ;
-
ДЦП и иные врожденные нарушения работы нервной системы и опорно-двигательного аппарата;
-
задержка речевого и/или психического развития;
-
аутизм и расстройства аутистического спектра.
Видеолекция про СДВГ у детей и методы лечения в Клинике неврологии:
Развитие ребенка в норме
В норме двигательное развитие ребенка проходит ряд стадий:
-
Рождение и прохождение родовых путей
-
Ребенок лежит на спинке
-
Учится поворачиваться
-
Ползает по-пластунски
-
Поднимает руки и упирается
-
Учится поднимать головку
-
Садится
-
Ползает на четвереньках
-
Опирается на ручки и начинает вставать
-
Встает и начинает ходить
Если развитие происходит таким образом, то движения запускают определенные рефлексы, мозг ребенок правильно осваивает пространство.
Мозг ребенка развивается через движения. Согласованные движения рук и ног при ползании формируют межполушарные связи, мелкая моторика рук – нейронные связи. От координации движений во время ползания и перебирания игрушек зависит, как ребенок будет писать. Если где-то произошел сбой, то процессы не запускаются. Именно с помощью нейрокоррекции мы их запустим и нормализуем развитие.
Возраст нейропсихологической диагностики
Мы используем методы оценки высших психических функций с 2,5-3 лет. С этого возраста ребенок чаще всего уже доступен для исследования и может выполнять задания. Для каждого возраста ребенка подбираются свои пробы и задания, которые соответствуют определенным возрастным нормам развития головного мозга и высших психических функций.
Нейропсихолог, владея информацией о строении и функционирования мозга ребенка с самого рождения, способен оценить, как развивается мозг в каждом возрасте. Чаще всего именно нейропсихологическую оценку мы проводим в возрасте от 2,5 лет, когда ребенку доступно уже большое количество тестов. Оценку высших психических функций детей младше 2,5 лет проводит невролог и клинический психолог-специалист по раннему развитию. В дальнейшем он же может проводить занятия.
Диагностику мы проводим только «вручную», ведь только опытный и внимательный специалист может оценить качество выполнения заданий и все те моменты, которые описаны ниже. Ни один компьютер не способен уловить тот момент, когда ребенок уже немного устал и поэтому может неверно выполнять задание, или оценить тонкую эмоциональную реакцию.
Нейропсихологические проблемы, не решенные в дошкольном и раннем школьном возрасте, приводят к проблемам в обучении и психологическим проблемам: ребенок чувствует себя чужим в этом мире, непонятым и неуспешным. Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ему стать успешным.
Как проходит нейропсихологическая диагностика в Клинике неврологии?
1. Консультация для родителей до нейропсихологической диагностики со сбором анамнеза и запроса родителей. Данная консультация важна для родителей и для специалиста, чтобы выяснить их запрос, что смущает в поведении и развитии ребенка. Она проводится без ребенка для соблюдения этики.
Сбор анамнеза и заполнение родителями объемной анкеты. Нейропсихологу нужно принести заключение невролога, психолога, логопеда (если есть) для оценки тех видов нарушений, которые подозревают эти специалисты. Нейропсихолог подробно собирает информацию о течение беременности и родов, кормлении, о развитии ребенка и всех перенесенных заболеваниях. Все это влияет на развитие нервной системы ребенка.
2. Нейропсихологическое обследование. Проводится обычно в течение 60-80 минут, родители могут присутствовать во время проведения. Больше этого времени мы диагностику не проводим, так как по истечении часа ребенок уже устает и его когнитивные возможности падают. Если диагностика по итогам часа не завершена, специалист предлагает подойти еще раз на 30-60 минут для завершения. В среднем, это бывает нечасто (10% случаев) и связано либо с большим количеством нарушений в работе функций либо с индивидуальными особенностями ребенка.
Само обследование можно пройти сразу после консультации с родителями, для этого нужно сказать это при записи, чтобы оставили время сразу после консультации, либо привести ребенка отдельно в другой день.
В ходе нейропсихологической диагностики нейропсихолог дает специальные тесты и пробы и оценивает множество факторов, начиная от вегетативных реакций, двигательных и поведенческих особенностей.
Исследование включает оценку:
-
Двигательных и тактильных функций
-
Объема зрительной и слухоречевой памяти
-
Речи (не только звукопроизношения и письма, но и понимания и восприятия обращенной речи)
-
Участия правой и левой руки в движениях
-
Пространственных представлений (координатные, структурно-топологические, проекционные)
-
Стратегии мышления
-
Когнитивного стиля личности
-
Интеллектуальных и эмоциональных процессов
Во время исследования нейропсихолог обращает внимание на тонус мышц и мышечные зажимы, дыхание, координацию движений, тики и синкинезии, глазодвигательные функции, пластичность и ригидность при выполнении заданий, истощаемость, утомляемость, колебания внимания ребенка. Эти факторы свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, и такое состояние требует обязательной коррекции, ведь на нем основано развитие всех остальных высших психических функций.
Все эти особенности отражаются на умственных функциях и эмоциональных реакциях ребенка. Из-за них ребенок может плохо учиться, не способен сосредоточиться, часто плачет или обижается. Состояние этих высших психических функций определяет все дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше мы откорректируем эти функции, тем быстрее развитие и поведение нормализуется.
Нейропсихолог обязательно смотрит, как ребенок приступает к выполнению задания. Некоторые дети склонны упрощать программу, переключаются с одного на другое, импульсивны и не слушают инструкции, часто отвлекаются или не способны сами объяснить, что они делают. Это свидетельствует о несформированности навыков саморегуляции. В этом случае важно, чтобы нейропсихолог не только оценил сам факт отсутствия саморегуляции, но и смог сделать предположительный вывод о причинах таких нарушений. Именно такая информация необходима врачу неврологу для более точной диагностики нарушений нервной системы. Только благодаря наличию причинно-следственных связей в диагностике дальнейшая коррекция будет успешной.
3. Консультация по итогам диагностики
Объяснение результатов родителям. Подробные результаты нейропсихолог отражает в письменном заключении, которое готовится до 7 дней, поскольку ему необходимо рассчитать и оценить каждую проведенную пробу. После окончания диагностики нейропсихолог практически всегда может дать родителям комментарии относительно того, нужно ли заниматься и есть ли отклонения. Задача нейропсихолога — объяснить родителям, что ребенок плохо себя ведет или что-то не умеет не потому, что не хочет. Мозг ребенка пока не способен правильно реагировать на информацию. Ни он, ни родители в этом не виноваты, но они могут исправить эту ситуацию.
Дальнейшие шаги после диагностики
В заключении специалист отметит проблемные области, обрисует перспективы коррекции, даст рекомендации о методах коррекции и режиме коррекционных занятий. В Клинике неврологии проводятся нейрокоррекционные занятия. Об особенностях нашего подхода мы подробно рассказываем на этой странице.
Как записаться на нейропсихологическую диагностику?
По телефону +7(342)270-13-17 администраторы ответят на ваши вопросы, помогут выбрать удобное время для записи.
Услуги платные. Для оплаты некоторых видов занятий возможно использование материнского капитала — пожалуйста, уточните это при оформлении услуг. Мы принимаем пациентов из Перми и других городов.
Онлайн-консультирование
Нейропсихологическая диагностика доступна онлайн. Для проведения ее онлайн мы заранее направляем материалы для печати, необходимые картинки и тесты. Далее назначаем дату и время сеанса видеосвязи, на котором нейропсихолог проводит тестирование и оценивает результаты. Через 7 дней направляется подробное заключение. Дальнейшие занятия по нейрокоррекции также могут проводиться онлайн.
В заключении нейропсихолог отмечает все причины, почему у ребенка могут возникать проблемы с общением, эмоциями, обучением и другими сферами жизни.
Видеолекция наших специалистов о нейропсихологической диагностике в рамках Школы мам и пап: