Когда родители принимают решение о консультации логопеда, необходимости логопедических занятий и логопедической коррекции, то стоит учесть три важных обстоятельствао:
— возраст ребенка и период развития речи, который соответствует этому возрасту. Для каждого периода специалистами сформированы «ожидания»: что должен уметь ребенок, какие навыки демонстрировать (1-2 года, 3 года, 4-5 лет, 6-7 лет). Готовность к школе и начало обучения в школе — один из важнейших периодов, поэтому мы выделяем его особо.
— наличие особых обстоятельств, связанных с индивидуальными особенностями. Мы отмечаем, как минимум, три ситуации, когда стоит обеспокоиться: ребенок - левша (это становится ясно к 3-4 годам и имеет большое значение при формировании навыка письменной речи, навыка чтения); ребенок воспитывается в многоязычной среде (билингвизм и мультилингвизм — естественно явление в современном мире, но может ставить определенные «вызовы» перед ребенком и семьей, особенно на этапе получения начального образования); ребенок вне выраженных когнитивных дефицитов не успешен в обучении, испытывает трудности при освоении нового материала, допускает, как их называют, «глупые» ошибки и т.д.
— запрос семьи, родителей и понимание объективной ситуации: осложнено развитие речи или нет, и тут мы рассматриваем спектр от «проблем нет и хотелось бы в этом убедиться» до достаточно тяжелых случаев, когда семья, принимая имеющиеся у ребенка сложности, ориентирована на реабилитацию и компенсацию нарушенных навыков.
Со всеми ситуациями, которые возможны в сочетании этих обстоятельств с «поправкой» на индивидуальные особенности, мы готовы работать. Наши специалисты имеют образование и опыт работы как логопедами, так и дефектологами, умеют работать с детьми разного возраста и в разных состояниях. Логопедическая команда работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами Клиники: неврологами, нейропсихологами, инструкторами ЛФК и АФК, инструкторами БОС-технологий. Логопедические проблемы редко имеют изолированный характер, а потому для их быстрейшего и надежного устранения или компенсации мы привлекаем все доступные возможности и методы. Благодаря такому подходу дети получают комплексное медико-педагогическое сопровождение. Так, невролог проводит лекарственную терапию неврологических нарушений ребенка и дает логопеду информацию о работе нервной системы ребенка, а логопед оценивает речевые нарушения и развитие ребенка с точки зрения педагогики. За время приема невролога ряд психологических нарушений может быть не таким явным, но благодаря более длительным наблюдениям логопеда во время занятий невролог может скорректировать свое лечение для максимальной эффективности.
Как проходят занятия с логопедом?
Занятия всегда проходят в игровой форме, чтобы детям было весело, интересно и проще запомнить информацию. Занятия со специалистами клиники проводятся только по результатам обследований по протоколам клиники, которые составлены для наиболее полного анализа работы когнитивных и иных функций. От точности и полноты диагностики зависит результат занятий. Для начала занятий требуется логопедическая диагностика логопеда клиники не ранее 6 мес. до начала занятий.Одновременно с произношением звуков ребенок выполняет задания, рисует, складывает паззлы, мозаики, играет в настольные игры. Логопед использует карточки и кубики со словами, мелодии и музыку, подвижные игры и др. Например, на занятиях с малышами используют мозаику с фруктами и овощами, которую ребенок складывает, называя предмет, а логопед его учит произносить все звуки в словах правильно.