Описание
Это один из методов лечебной физкультуры, которым владеют не все специалисты ЛФК и АФК, так как он обычно не входит в базовую программу обучения. Тем не менее, наш руководитель направления кинезитерапии и БОС Алевтина Созыкина специально обучилась этой технике и с успехом применяет ее в обычных занятиях и реабилитации.
Концепция Бобат- является проблемно-ориентированным подходом для оценки и лечения пациентов с нарушением двигательных функций и постурального контроля вследствие поражения ЦНС.
Основана на нейрофизиологических и нейроразвивающих принципах и ориентирована на пациента.
Основоположники супруги Берта и Карлл Бобат. Они знакомы с детства, занимались в секции гимнастики. Берта работала учителем гимнастики и подрабатывала у врача ортопеда, продолжала развиваться и стала физиотерапевтом.
Берта Бобат предложила практически совершенно новый поход в лечении больных ДЦП детей, а ее муж Карл Бобат - нейрофизиолог обосновал его теоретически. Они создали реабилитационный центр для детей, страдающих детским церебральным параличом, и применили свою систему специальных восстановительных занятий. Для каждого конкретного больного ребенка предназначается индивидуальная схема упражнений. Эта система стала называться нейро-развивающей терапией или по фамилии авторов - «Бобат-терапией».
Бобат-терапия оказала большое влияние на развитие основных принципов реабилитации при детском церебральном параличе. Изначально работали только с детьми, в дальнейшем стали работать и со взрослыми пациентами, в том числе с людьми после инсульта.

Основа концепции заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению движением.
Специалисты стимулируют, ингибируют, фацилитируют определенные движения разными упражнениями, растягивая короткие мышцы, укрепляя слабые, стабилизируя тело пациента, расширяя амплитуду движения суставов.
Бобат-терапия - это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.
1. Ингибирование – торможение патологических движений, положения тела и рефлексов, которые препятствуют нормальному движению.
2. Фацилитация – это облегчение, помощь, содействие, которое способствует осуществлению правильных движений.
3. Стимуляция – с помощью тактильных и кинестетических стимулов необходимая для того, чтобы пациент лучше ощущал правильное движение и положения тела в пространстве.
Терапия строиться индивидуально. Изначально ищем цель, что пациенту нужно больше всего в данный момент. Наблюдаем за самостоятельным движением пациента, как пациент выполняет мышечные и двигательные тесты. Записываем возможности пациента, а потом ищем причины низкого качества движения и невозможности приобретения дополнительных функций.
Нас интересует, что пациент может делать и как он это делает.
Бобат терапия – это концепция, здесь нет комплексов упражнений, поэтому ее не могут применять в центрах кинезитерапии, где врач дает программу на месяц, а разные инструктора в зале только корректируют. Для эффективного результата всегда нужен персональный тренер.
Каждое упражнение подбирается индивидуально, и они могут меняться от занятия к занятию.
Ребенок, самостоятельно не сидит, не ходит, голову не удерживает. На первом занятии отмечалось ограничение движений в конечностях, сильный мышечный тонус в конечностях, руки находились в постоянно согнутом положении.
Занятия были построены на основах онтогенеза, направлены на снижение мышечного тонуса в конечностях и укрепление ослабленных мышц.
К концу курса мышечный тонус в конечностях снизился, Алёна, может самостоятельно разгибать руки и.п. сидя/лежа и удерживать их вдоль тела, также научилась лежа заводить прямые руки за голову.
В работе по реабилитации использовалась методика Бобат-терапии, применялись физические упражнения общие и специальные: суставная разминка и общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (мяч, гимнастическая палка, массажный мяч, утяжелители 0,2 кг), стречинг пассивный и активный, силовые упражнения: ягодичный мост, гиперэкстензия на фитболе; дыхательные упражнения для улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем; упражнения на координацию и упражнения. баланс лежа на фитболе.
На занятиях с нейропсихологом проводилась работа методами нейрокоррекции, сенсорной интеграции, телесно-ориентированной терапии, например, «тактильный релакс» в приятных стимулах, проприоцептивная информация через «тесные обнимания», утяжеленные и утягивающие предметы, отработка ритма, упражнения на межполушарное взаимодействие, глазодвигательные упражнения, работа над крупной и мелкой моторикой.
По итогам занятий, увеличилась сила мышц рук и спины, удаётся непродолжительно сидеть с ровной спиной, держа голову, только при выполнении заданий на «Колибри», делать опору на прямые руки лежа на фитболе.
Также, Алёна, учится управлять своим телом правильно и уже понимает как работать на стабилоплатформе руками. Делает правильно «ягодичный мост», изначально делала только при фиксации плеч и ног.
Мама Алёны, отмечает, что дома она самостоятельно начала перекладывать игрушки из одной руки в другую, играть «змейкой», поднимать руки с ней, заводить за голову.
Специалистом по Бобат-терапии является инструктор ЛФК и АФК, руководитель направления кинезитерапии и БОС Клиники неврологии Алевтина Созыкина.
Основана на нейрофизиологических и нейроразвивающих принципах и ориентирована на пациента.
Основоположники супруги Берта и Карлл Бобат. Они знакомы с детства, занимались в секции гимнастики. Берта работала учителем гимнастики и подрабатывала у врача ортопеда, продолжала развиваться и стала физиотерапевтом.
Берта Бобат предложила практически совершенно новый поход в лечении больных ДЦП детей, а ее муж Карл Бобат - нейрофизиолог обосновал его теоретически. Они создали реабилитационный центр для детей, страдающих детским церебральным параличом, и применили свою систему специальных восстановительных занятий. Для каждого конкретного больного ребенка предназначается индивидуальная схема упражнений. Эта система стала называться нейро-развивающей терапией или по фамилии авторов - «Бобат-терапией».
Бобат-терапия оказала большое влияние на развитие основных принципов реабилитации при детском церебральном параличе. Изначально работали только с детьми, в дальнейшем стали работать и со взрослыми пациентами, в том числе с людьми после инсульта.

Бобат-терапия - особая работа с движениями пациента
Основа концепции заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению движением.
Специалисты стимулируют, ингибируют, фацилитируют определенные движения разными упражнениями, растягивая короткие мышцы, укрепляя слабые, стабилизируя тело пациента, расширяя амплитуду движения суставов.
Бобат-терапия - это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.
3 базовых принципа концепции Бобат:
1. Ингибирование – торможение патологических движений, положения тела и рефлексов, которые препятствуют нормальному движению.
2. Фацилитация – это облегчение, помощь, содействие, которое способствует осуществлению правильных движений.
3. Стимуляция – с помощью тактильных и кинестетических стимулов необходимая для того, чтобы пациент лучше ощущал правильное движение и положения тела в пространстве.
Терапия строиться индивидуально. Изначально ищем цель, что пациенту нужно больше всего в данный момент. Наблюдаем за самостоятельным движением пациента, как пациент выполняет мышечные и двигательные тесты. Записываем возможности пациента, а потом ищем причины низкого качества движения и невозможности приобретения дополнительных функций.
Нас интересует, что пациент может делать и как он это делает.
Бобат терапия – это концепция, здесь нет комплексов упражнений, поэтому ее не могут применять в центрах кинезитерапии, где врач дает программу на месяц, а разные инструктора в зале только корректируют. Для эффективного результата всегда нужен персональный тренер.
Каждое упражнение подбирается индивидуально, и они могут меняться от занятия к занятию.
Пример реабилитации с использованием метода Бобат-терапии-терапии
На протяжении 1,5 месяцев Алена занималась ЛФК с использованием БОС оборудования: стабилоплатформы и «Callibri», нейрокоррекцией и проходила массаж.Ребенок, самостоятельно не сидит, не ходит, голову не удерживает. На первом занятии отмечалось ограничение движений в конечностях, сильный мышечный тонус в конечностях, руки находились в постоянно согнутом положении.
Занятия были построены на основах онтогенеза, направлены на снижение мышечного тонуса в конечностях и укрепление ослабленных мышц.
К концу курса мышечный тонус в конечностях снизился, Алёна, может самостоятельно разгибать руки и.п. сидя/лежа и удерживать их вдоль тела, также научилась лежа заводить прямые руки за голову.
В работе по реабилитации использовалась методика Бобат-терапии, применялись физические упражнения общие и специальные: суставная разминка и общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (мяч, гимнастическая палка, массажный мяч, утяжелители 0,2 кг), стречинг пассивный и активный, силовые упражнения: ягодичный мост, гиперэкстензия на фитболе; дыхательные упражнения для улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем; упражнения на координацию и упражнения. баланс лежа на фитболе.
На занятиях с нейропсихологом проводилась работа методами нейрокоррекции, сенсорной интеграции, телесно-ориентированной терапии, например, «тактильный релакс» в приятных стимулах, проприоцептивная информация через «тесные обнимания», утяжеленные и утягивающие предметы, отработка ритма, упражнения на межполушарное взаимодействие, глазодвигательные упражнения, работа над крупной и мелкой моторикой.
По итогам занятий, увеличилась сила мышц рук и спины, удаётся непродолжительно сидеть с ровной спиной, держа голову, только при выполнении заданий на «Колибри», делать опору на прямые руки лежа на фитболе.
Также, Алёна, учится управлять своим телом правильно и уже понимает как работать на стабилоплатформе руками. Делает правильно «ягодичный мост», изначально делала только при фиксации плеч и ног.
Мама Алёны, отмечает, что дома она самостоятельно начала перекладывать игрушки из одной руки в другую, играть «змейкой», поднимать руки с ней, заводить за голову.
Специалистом по Бобат-терапии является инструктор ЛФК и АФК, руководитель направления кинезитерапии и БОС Клиники неврологии Алевтина Созыкина.
Отзывы